Резолюция по итогам круглого стола на тему «Пять лет реформе гражданского законодательства: предварительные итоги и потенциал на будущее

В рамках Петербургского международного юридического форума состоялось обсуждение итогов реформы гражданского законодательства, случившейся пять лет назад. Участники дискуссии рассказали о позитивных итогах реформы, а также согласились с тем, что Гражданский кодекс РФ пора перестать реформировать, а путь к дальнейшему совершенствованию лежит в «точечной» настройке практики.

По результатам обсуждения участники пришли к следующим практическим выводам и рекомендациям для дальнейшей работы регуляторов.

  1. В результате реформы в российское законодательство были внедрены востребованные в международной практике институты (заверения и гарантии, опционы, возмещение потерь, регулирование в части ведения переговоров), что позволило российским предпринимателям структурировать сделки по российскому праву. Соответствующие положительные тенденции отмечены и на практике.
  2. Отмечено, что дальнейшее развитие гражданского законодательства и достижение положительных результатов от реформы должно быть связано с развитием арбитража и судебной системы в направлении, отвечающем новому регулированию и новым требованиям экономики. В этой связи, существует потребность в развитии правоприменительной практики Верховном Судом РФ, формулирующим основные тенденций в постановлениях Пленума.
  3. Участники отметили, что зачастую возникают проблемы с реализацией норм ГК РФ на практике в связи с отсутствием корреспондирующего регулирования в отдельных федеральных законах (например, в Федеральном законе 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Представляется целесообразным завершить работу по приведению федеральных законов в соответствие ГК РФ. В частности до сих пор остается не решенной такая важная для практики проблема как отсутствие возможности внести в ЕГРЮЛ отметку о совместном осуществлении полномочий ЕИО несколькими директорами.

Также спикеры обсудили тенденцию возрастания преобладания частного над публичным в корпоративных отношениях. Например, случаи, когда ФНС России отказывает в государственной регистрации юридического лица, оценивая целесообразность создания нового юридического лица.

  1. Были высказаны сомнения относительно достижения целей реформы в части четкого разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Необходимо проанализировать практику и в случае необходимости доработать регулирования (установление прямой зависимости публичного статуса акционерного общества с доступностью акций для публичного оборота и приобретению широким кругом инвесторов).
  2. Целесообразно продолжить развитие применения принципа диспозитивности в отношении непубличных хозяйственных обществ, в частности пересмотреть императивные требования относительно следующего:

- утверждение всех внутренних документов общества общим собранием участников/акционеров (подпункт 1 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ);

- требование единогласного решения для исключения из устава положений о необязательном коллегиальном исполнительном органе управления в непубличных обществах (подпункты 2 и 3 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ);

- обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности для непубличных акционерных обществ (подпункт 1 пункта 1 статьи 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»).