Forum starts in
 

Labour and Social Protection in Post-Viral Period: the Search for New Places and Roles

Friday, April 10
18:15 - 19:15

Participants are going to discuss transformations in labour relations and the relevant social protection system in post-pandemic reality.

Outbreaks and the wide spread of coronavirus, as well as the inability of intergovernmental and national bodies to curb the pandemic have produced a clear demand for social solidarity, demonstrating the inconsistency of individualism, egoism, hedonism, and the state’s role of service provider (country of services), that were helpless in the face of such major and dangerous challenge.

Amid robotization/digitalization, the coronavirus epidemic has hit the transforming labour market with dramatic force. This pressure is bound to significantly fuel massive transformation of labour area.

Will these settings blur the distinction between full-time, contract, and part-time jobs?

Will working remotely become a priority as pandemic-stricken companies have to set up remote work from home or on-line out of office and may turn it into routine practice tempted by significant reduction of costs (rent of office, maintenance and travel expenses, etc.) and scope of monitoring (internal workplace schedule, dress code, etc.)?

Some experts claim that the coronavirus crisis will force entrepreneurs to consider payment by results, rather than hours of work which resembles one-time contract and part-time jobs, rather than permanent employment.

Permanent employment is going to stay relevant as a tool to retain top-quality staff who will enjoy the privilege of having a permanent (secured) job. Other citizens will have to content themselves with contract work (for a specific project) or part-time employment.

Such concepts as work week or workday will become obsolete. It is eventually the end product that everyone cares – not the manufacturing process, time and location of production. Giving birth and upbringing children will no longer be an excuse to make a break in professional career as workers are able to smoothly combine these activities with work.

Cloud technologies, focus on the result instead of the process, and expansion of simple recruitment should make overstaffed back offices irrelevant. These transformations will end up in a one-third reduction of office staff in specific areas. Employers will prefer keeping permanent jobs for high performing staff.

Therefore, the issue is what to do with those who are not demanded. It is feasible that despite measures to prevent high unemployment, Russian economy will have to face this challenge.

It is the surplus of human workforce and social welfare burden, rather than lack of knowledge, skills or savviness, that leads to low demand of human workforce in the new post-epidemic labor market.

Experts believe that this phenomenon is very much alike the unemployment of workers across industries in the first half of the 20th century – the time when losing job was perceived as a social challenge that promoted a new public agreement between the state, businesses, and labour force.

Social protection might be eventually dominated by the well-known concept of guaranteed unconditional (universal) basic income.

Currently national social protection is based on mandatory social insurance; however, financial and legal mechanism, as well as the public solidarity model of insurance against social risks is efficient for labour markets where workforce employment prevails. There were long-standing attempts to artificially implement this mechanism to contracted jobs as well, thus neglecting numerous social discrepancies in terms of rights and obligations. For example, although subject to insurance, contracted workers are not eligible for temporary unemployment protection for the reason that a worker can independently decide when to complete the order. Part-time jobs do not fit within the social protection paradigm at all.

Considering that according to expert forecasts, the pandemic is going to fuel dismissals without offering prospects for reemployment, mandatory social insurance as the foundation of social protection will be substituted by unconditional basic income. However, mandatory social insurance won’t be entirely done away with; it will significantly shrink in scope in terms of the number of insured individuals (top quality experts), as well as types of insurance (if an individual works remotely, the sick leave is not needed; likewise, the employer is exempt of any responsibility in case of accidents at home or outdoors).

Therefore, the public agreement is bound to undergo transformations where it refers to social and labour issues. Today this unwritten agreement assumes that every individual has to work to feed their families and themselves, as well as to support (reproduce) their ability to perform their job that feeds them and sustains their livelihood.

When individuals are unable to work due to sickness or absence of work, it is either their employer who secures their income (with feasible efforts on behalf of individual workers) through mediation by the state (mandatory social insurance schemes) or the state that protects individuals directly through taxation (on-budget social protection). If individuals find it difficult to work or are overburdened with family commitments, or are dealing with challenging life circumstances, the state assists and sustains them through the on-budget social welfare schemes, among other tools.

In post-pandemic time these traditional pillars of social protection will require reconsideration and revision.

The paradigm of unconditional basic income suggests that individuals work in order to deal with an occupation that fits their own inclinations or interests and allows to avoid social degrading and idleness, rather than in order to earn a livelihood for themselves and their families. In case this occupation fails to ensure essential wellbeing for individuals and their family, such individuals are eligible for the unconditioned basic income paid by the government in the amount no less than specific social standard, regardless of individuals’ capability to work or difficult circumstances they are facing 

Thus, the pandemic is not affecting the development of social insurance schemes, but rather promotes trends associated with digitalization/robotization.

Numerous businesses are pleading the government to reduce the so-called ‘fiscal burden’; to business community, this includes insurance premiums paid for mandatory social insurance, as well as taxes. In that case social protection incomes are bound to shrink, regardless of the scope of reduction and despite initial social protection deficit due to the lack of pre-crisis growth in payroll.

In turn, we will be compelled to reconsider formats, types, and financial mechanisms behind social protection. To formulate a new public agreement on national social protection jointly with state, civil institutions – trade unions and employer associations, first and foremost – have to decide (considering particular types of social protection) which social protection types and formats remain as they are and which have to be developed and implemented anew, as well as which resources to allocate to finance them most efficiently.

Participants will discuss what types of mandatory social protection shall reasonably stay unchanged.

It is believed that in this format there is every reason to develop social securities that aim to reimburse workers in case of lost job income or significantly diminished earning capacity (old age, disability, illness, pregnancy and childbirth, baby-sitting, loss of breadwinner). These types of social protection entail reimbursement, i.e. the amount to be paid to workers depends on the amount of payroll deductions for insurance coverage.

As for risks related to social emergency expenses (e.g. medical care, including medication, home care by caregivers, childbirth or death of a relative), there is every reason for the state to assume direct responsibility of these risks and finance them from the budget amid shrinking allocations for the mandatory social insurance.

Over the globe insurance medicine has been unable to pass the crash test of the coronavirus pandemic. Medical care system has failed dramatically as a provider of competitive commercial services. The battle with the virus and the danger of regular recurrence has demonstrated that centralized public healthcare is an only system to enable effective counteraction. Russian Federation has an extensive long-standing tradition of fostering such medical care system; some components of this system (e.g. the sanitary epidemiological services) have survived till present. More so, under the Russian Federation Constitution, medical care is provided free of charge, whereas most doctors in the country are employed by public healthcare hospitals – not private clinics. Most healthcare institutions are public or municipal. Public healthcare insurance is available to both working and non-working citizens; provided an individual does not belong to any insurance company, as is the latter case; then it is the domicile constituent of the Russian Federation that assumes responsibilities of the insurer. In such settings, it is reasonable to finance medical institutions directly from the budget, depending on the local or federal status of an institution; this shall largely simplify financial procedures and bring down irrelevant transaction costs (e.g. agency fees of medical insurance companies that can somewhat affect the quality of medical care). Medical care based on such insurance paradigm has natural limitations in terms of categories of individuals and the amount of reimbursement; these constraints do not exist in case of public funded health care. This is a critical advantage amid persistently recurrent pandemics and epidemics.

The participants will discuss exciting international experience (PRC) of a social digital ranking that allows to digitally monitor national livelihood of citizens and offers a framework to measure required incentives (support) and the scope of social protection or to restrict rights and freedoms of an individual citizen.

Social protection compels us to assume a predominantly proactive digital procedure to provide social welfare payments in cash (allowances, payments, reimbursement, monetary certificates), as well as digital oversight over the insurers and the insured; such should be the basis for stimulation (incentives) and destimulation (punishment) measures of the insurers and the insured to resolve legal disputes (online) (‘social digital lawyer’ service). Thus, an integral digital environment of trust is going to emerge that brings together policyholders, the insured, insurers, courts, and bailiffs.

Will the virus pandemic have temporary or long-term effects?

Will both processes impact transforming labor relations and thus initiate changes of the social protection system (demand for a new public agreement)?

How is it going to occur?

These are the most crucial issues to be considered by discussion participants.

Moderator

Yuri Voronin

Chief Financial Ombudsman

Speakers

Andrey Kigim

Chairman, Social Insurance Fund of the Russian Federation

Nikita Lyutov

Head of the Department of Labor Law and Social Security Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Alexander Safonov

Professor of the Department of HR-Management and Psychology, Financial University under the Government of the Russian Federation


* The Programme may be subject to change

До Форума
 

Сфера труда и социальная защита в поствирусный период: поиск новых места и роли

Пятница, 10 Апреля
18:15 - 19:15

Участники дискуссии обсудят, какие изменения претерпят трудовые отношения и взаимосвязанная с ними система социальной защиты после завершения пандемии.

Коронавирусная инфекция, масштаб и скорость её распространения, беспомощность ряда межгосударственных и национальных органов в противостоянии наступлению пандемии сформировали однозначный общественный запрос на социальную солидарность, ярко продемонстрировав несостоятельность курса на индивидуализм, эгоизм, гедонизм и сервисную роль государства (государство услуг), которое не справилось со столь масштабным и опасным вызовом.

Рынок труда, трансформирующийся под влиянием процессов роботизации/диджитализации, получил новый мощный удар со стороны коронавируса. Этот удар существенным образом ускорит процессы кардинальной трансформации трудовой сферы.

Сотрётся ли грань между наймом, подрядом и подённой работой?

Станет ли доминантой «удалённая занятость» – работа на дому или в ином «он-лайн» режиме вне офиса, которая в условиях пандемии была вынужденной, а в поствирусный период может стать нормой, поскольку позволяет работодателям  существенным образом экономить на издержках (аренда офиса и затраты на его эксплуатацию, транспортные расходы и т.п.) и контрольных функциях (внутренний трудовой распорядок, дресс-код и т.п.)?

Существуют экспертные точки зрения, что вирусный кризис подвигнет предпринимателей к тому, чтобы перенести оплату с процесса труда на результат труда, что ближе не к постоянному найму к разовому подряду и подённой работе.

Наем сохранит смысл только как способ удержания работодателем квалифицированных кадров – для них это будет привилегией в виде постоянного (гарантированного) найма. Остальным гражданам - подряд (на время конкретного проекта) или подённый найм.

Уйдут в прошлое такие понятия, как рабочая неделя или рабочий день. Ведь если важен уже только продукт, а не процесс его производства, время и место работы никого интересовать не будут. При этом рождение и воспитание детей перестанет быть основанием для прерывания профессиональной карьеры, их достаточно просто можно будет совмещать с работой.

Облачная организация труда, контроль результата вместо контроля процесса, кардинальное упрощение трудовых соглашений сделают ненужным содержание раздутых бэк-офисов. В результате всех изменений численность офисных сотрудников может сократиться в отдельных случаях на треть. Работодатель предпочтёт нанимать только результативных людей.

Это остро поставит вопрос, что делать с невостребованными людьми. Не исключено, что даже российская экономика, до этого избегавшая существенной безработицы, столкнется с этой проблемой.

Человек в поствирусной реальности окажется невостребованным на новом рынке труда не потому что он не обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями, а в силу своей избыточности в результате сокращающегося спроса на живой труд, обременённый необходимостью социальных гарантий.

Эксперты считают, что такое явление станет очень похожим на безработицу промышленных рабочих в первой половине ХХ века, когда потеря работы воспринималась как социальный вызов, от которого необходимо будет защититься новым общественным договором между государством, бизнесом и трудом.

В результате этого доминирующей идеей в развитии социальной защиты может стать хорошо известная в мире концепция гарантированного безусловного (универсального) базового дохода.

В настоящее время фундаментом системы социальной защиты населения является обязательное социальное страхование, однако финансово-правовой механизм общественно-солидарного страхования социальных рисков эффективен для рынка труда, на котором преобладает найм рабочей силы. Этот механизм многие годы пытались искусственно натянуть на подрядные работы, игнорируя при этом многие социальные дисбалансы в области прав и обязанностей. Например, хотя лица, работающие в порядке подряда, страхуются, тем не менее, защита от временной нетрудоспособности к ним не применяется, поскольку сам человек определяет, когда и как он выполнит данное ему задание. Применительно же к подённой работе социальное страхование совершенно не подходит.

Если, как это прогнозируется экспертами, пандемия усилит высвобождение работников без способности рынка труда их абсорбировать, тогда обязательное социальное страхование, как фундамент системы социальной защиты, необходимо будет заменять на безусловный базовый доход. При этом обязательное социальное страхование не исчезнет совсем, а существенным образом сузит сферу своего охвата, как по кругу застрахованных (высококвалифицированные специалисты), так и по видам страхования (если работник работает в условиях удалённой занятости, то ему не нужен больничный лист, не возникнет ответственности работодателя за несчастный случай, произошедший с работником дома или на улице).

Тем самым неизбежно изменится и содержание общественного договора в социально-трудовой сфере. Сейчас этот неписаный договор исходит из того, что каждый человек работает, прежде всего, чтобы прокормить себя и свою семью, а также поддержать (воспроизвести) свою способность к труду, которая его кормит, является источником его жизнеобеспечения.

Когда человек не может работать в силу нетрудоспособности или отсутствия работы его защищает от потери дохода работодатель (при посильном участии его самого) через посредничество государства (система обязательного социального страхования) либо его напрямую защищает государство через налоги (бюджетное социальное обеспечение). Когда человеку трудно работать или его семейные обязанности чрезмерны, либо он попал в тяжёлую жизненную ситуацию, то государство помогает или поддерживает его также через бюджетную систему социального обеспечения.

В поствирусный период эти привычные нам постулаты социальной защиты придётся переосмыслить и пересмотреть.

В парадигме безусловного базового дохода - человек работает не для того, чтобы заработать себе на жизнь и своей семье, а для того, чтобы занять себя каким-либо делом, соответствующим его наклонностям и интересам, чтобы недесоциализироваться в условиях безделья. Если дохода от такой деятельности не хватает на обеспечение стандартной жизни его и его семьи, то вне зависимости от состояния его трудоспособности и нахождения в трудной жизненной ситуации, ему государство будут выплачивать безусловный базовый доход не ниже установленного в конкретном обществе социального стандарта.

Таким образом, применительно к обязательному социальному страхованию пандемия не меняет вектор его развития, а усиливает вектор, заданный роботизацией/диджитализацией.

Бизнес в массовом порядке просит у государства снижения т.н. «фискального бремени», под которым предпринимательское сообщество понимает не только налоги, но и страховые взносы на цели обязательного социального страхования. Если это произойдёт в каком-либо объёме, то неизбежно повлечёт за собой сокращение доходных источников для осуществления социальной защиты населения, которые и в настоящее время нельзя считать достаточными по причине отсутствия докризисных темпов роста совокупного фонда оплаты труда.

Это, в свою очередь, неизбежно потребует переосмысления форм, видов и финансовых механизмов осуществления социальной защиты.  Вырабатывая совместно с государством новый общественный договор о системе социальной защиты населения институтам гражданского общества, прежде всего профессиональным союзам и объединениям работодателей, предстоит решить, какие формы и виды социальной защиты оставить, какие потребуется разработать и ввести впервые и из каких источников их оптимально было бы финансировать (исходя из особенностей того или иного вида социальной защиты).

Участники дискуссии обсудят, что целесообразно оставить за системой обязательного социального страхования.

Существует точка зрения о том, что в данном формате целесообразно осуществлять только те виды обеспечения, которые имеют своей целью компенсацию работнику утраченного или значительно сократившегося дохода от его трудовой деятельности (старость, инвалидность, болезнь, беременность и роды, уход за малолетним ребёнком, потеря кормильца). Данные виды социальной защиты носят возмездный характер, то есть величина выплат работникам соизмеряется с величиной страховых отчислений из заработной платы.

Что касается рисков возникновения у гражданина чрезвычайных расходов социального характера (нуждаемость в медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, нуждаемость в постоянном постороннем уходе, расходы в связи с рождением и в связи с погребением человека), то в условиях сокращения доходных источников системы обязательного социального страхования защиту от указанных рисков целесообразно отнести к прямым полномочиям государства и финансировать их из бюджета.

Страховая медицина во всем мире не смогла выдержать краш-тест пандемии коронавируса. Система, когда медицинская помощь является бизнесом, сферой коммерческих конкурентных услуг, полностью провалилась. Вирусная война и опасность её периодического возобновления показала, что эффективно ей может противостоять только централизованная государственная система здравоохранения. В РФ огромные исторические традиции такой системы, элементы которой (например, санитарно-эпидемиологическая служба) сохранились до настоящего времени. Более того, в РФ, медицинская помощь по Конституции РФ является бесплатной, а основной корпус врачей представляют не частные доктора, а наёмные работники бюджетной сферы. Медицинские учреждения в подавляющем своём большинстве – это государственные или муниципальные учреждения. К кругу застрахованных в ОМС относятся не только работающие граждане, но и неработающие граждане, отсутствие страхователя у которых замещает субъект РФ по месту их жительства. В такой ситуации оплачивать деятельность медицинских учреждений целесообразно непосредственно из бюджета соответствующего уровня, что существенным образом упростит механизм финансирования и сократит излишние транзакционные издержки (например, оплату агентских услуг страховых медицинский организаций, которые незначительно воздействуют на качество оказания медицинской помощи). Медицинская помощь, организованная через страховую модель, имеет естественные ограничения по кругу лиц и размеру возмещения, которые не существуют при бюджетном финансировании здравоохранения. В условиях постоянно возникающих пандемий и эпидемий это критично важно.

Участники дискуссии обсудят интересный международный опыт (КНР) по введению социального цифрового рейтинга граждан, который позволит осуществлять цифровой контроль за жизнедеятельностью граждан, на основании которого принимаются меры стимулирования (поддержки), социальной защиты или ограничения в правах и свободах человека и гражданина.

В процессе осуществления социальной защиты необходим переход на преимущественно проактивный цифровой порядок предоставления  «денежных» социальных выплат (пособия, выплаты, компенсации, денежные сертификаты), цифровой контроль за застрахованными и страхователями, на основании которого  будет осуществляться  реализация мер стимулирования (поощрения), дестимулирования (наказания) страхователей и застрахованных,  и разрешение правовых конфликтов (онлайн) («социальный цифровой юрист»). Единая цифровая среда доверия: страхователь – застрахованный – страховщик – суд – приставы.

Будет ли воздействие вируса иметь временные или долгосрочные последствия?

Повлечёт ли трансформация трудовых отношений под воздействием этих двух процессов изменение системы социальной защиты (выработки нового общественного договора)?

Как всё это будет происходить?

Это главные вопросы, которые обсудят участники дискуссии.

Модератор

Воронин Юрий Викторович

Главный финансовый уполномоченный

Спикеры

Кигим Андрей Степанович

Председатель, Фонд социального страхования Российской Федерации

Лютов Никита Леонидович

Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Сафонов Александр Львович

Профессор кафедры управления персоналом и психологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


* В программе возможны изменения