До Форума
 

5.8. Ревизионизм в истории – пределы допустимого

Среда, 15 Мая
17:30 - 19:00

Зал #5, Главный штаб (Дворцовая площадь, д. 6-8)

Трек: 5. Культура. Наука. Образование. Спорт
Дискуссионная сессия

История, как утверждают ученые, есть постоянный диалог между прошлым и будущим. Любое описание исторических событий несвободно от той или иной доли тенденциозности, как минимум, вследствие личностной окраски самих свидетельств. Постоянно обнаруживаемые новые источники вносят свои коррективы в оценку и описание нашего прошлого.

Однако, минувшие события – не остаются лишь фактами из прошлого. Многие из них влияют на сегодняшнее миропонимание человечества, составляют национальную идею государств, формируют национальную идентичность.

Допустимый в исторической науке ревизионизм, как проявление академической свободы, часто трудно отличить от негационизма, явления вредного в научной среде и категорически опасного в публичном пространстве.

Отношение к знаковым историческим событиям в СМИ, официальных источниках или учебниках, языковые стандарты в их описании, соотношение этого с конституционными правами, в том числе, правом на свободу совести, свободу слова, свободу информации, а средства и пределы правового регулирования вопросов официальной истории становились многократно камнем преткновения во множестве государств.

Основным юридическим аргументом против такого рода правового регулирования выступает сомнительная природа доказательственной базы, не отвечающей требованиям стандарта доказывания в судебном процессе, поскольку юридические факты по таким вопросам подменяются на исторические факты, относя весь спор к заключениям различных экспертов.

Как следствие, очень многие государства в юридической оценке болезненных и спорных вопросов собственной истории исходят из другого постулата – не запрещая выражение любого мнения, они ограничивают его внешнее проявление в официальных и публичных источниках, как на уровне речевых оборотов, так и на уровне символики.

В рамках запрета на ревизионизм многие государства устанавливают лингвистические ограничения при описании в публичных источниках определенных исторических событий, а также вводит официальные требования к их освещению.

Так, например, само кастовое профилирование на хуту и тутси после геноцида в Руанде признается его оправданием. Однако, правозащитники во всем мире уже говорят о новой «диктатуре идеологии геноцида», когда крайне противоречивые события 1994 г., сопровождавшиеся почти полным уничтожением многих государственных институтов, включая адекватную судебную систему, привели к новому государственному формату. При этом, «антиревизионистское» законодательство используется, как считается, против идеологических противников.

Антиревизионистское законодательство существует во многих странах, включая Россию. В зависимости от особенностей правовой системы оно соединено или отделено от антиэкстремистских норм.

Насколько допустимо существование таких норм? Как общество может защитить собственный интерес? Если есть «язык ненависти», может ли существовать «язык исторической вражды»? Возможен ли баланс между сохранением исторической памяти и правом на свободу совести и свободу слова?

Модератор

Шатихина Наталья Сергеевна

Управляющий партнер, СиЭлСи

Спикеры

Белов Сергей Александрович

Декан юридического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет

Гадхия Сунил 

Партнер, Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP

Кузнецов Сергей Александрович

Директор центра коммуникативных компетенций, Санкт-Петербургский государственный университет

Пиотровский Михаил Борисович

Генеральный директор, Государственный Эрмитаж

Биография

Михаил Борисович Пиотровский родился в Ереване в 1944 году. Окончил Восточный факультет Ленинградского Государственного Университета по кафедре Арабской филологии (1967). С 1967 по 1991 год работал в Ленинградском отделении Института востоковедения, кандидат (1973) и доктор (1985) исторических наук. В 1991 году - заместитель, с июля 1992 – директор Государственного Эрмитажа.

М.Б. Пиотровский является автором более 300 научных работ, среди которых – каталоги арабских рукописей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии, музейному делу. Автор книг и авторских телевизионных программ, посвященных деятельности Эрмитажа.

М.Б. Пиотровский – академик Российской Академии наук, действительный член Российской Академии художеств, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству; профессор СПбГУ, заведующий кафедрой музейного дела и кафедрой Древнего Востока, декан Восточного факультета; президент Союза музеев России, председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, член-корреспондент Германского археологического института, член Французской Академии надписей и изящной словесности, член Американской Академии искусств и наук.

Лауреат Президентской премии в области литературы и искусства (2003), в 2017 году награжден Государственной премией Российской Федерации.

Награжден многочисленными российскими и зарубежными государственными наградами.


* В программе возможны изменения