До Форума
 
Как сделать государственный контроль дружелюбным и эффективным: презентация нового законопроекта о госконтроле

Принципы, по которым разработан опубликованный в четверг законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также планы дальнейших изменений законодательства обсудили на IX Петербургском Международном Юридическом Форуме.

Модератором дискуссии стал Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном суде РФ и Верховном суде РФ Михаил Барщевский. С приветственным словом выступил заместитель Председателя Правительства РФ Константин Чуйченко. Участие в сессии приняли Министр юстиции РФ Aлександр Коновалов,  директор Института  законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева, заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, адвокат Magnusson Law Office Мартин Хирвоя, эксперт Министерства экономического развитияРФ, научный руководитель группы по разработке проекта федерального закона о государственном контроле Вячеслав Витушкин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Aлександр Шохин, руководитель Федеральной службы РФ по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова, эксперт Министерства экономического развития РФ, участник группы по разработке проекта федерального закона о государственном контроле Марина Якутова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов и президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Aлександр Калинин.

В начале дискуссии модератор Михаил Барщевский отметил, что в связи с разговором о государственном контроле и надзоре важным ему кажется аспект доверия государства к бизнесу. «Сила государства, державы проявляется не только в том, какая армия, оборона, полиция. Сила державы проявляется в степени доверия между властью и населением: свободные выборы, разноголосые СМИ, референдумы. Когда это реализуется, проявляется доверие государства к населению. Но есть еще один важный момент – доверие государства к бизнесу», – пояснил Михаил Барщевский.

Константин Чуйченко отметил, что во время формирования опубликованного закона учитывались параметры его технологичности. Это будут иметь в виду и при создании других нормативных актов. «Когда мы приняли решение формировать эти законы, мы решили, что они должны быть понятны, технологичны, и, с точки зрения юридической техники, они должны быть юридически грамотными и выверенными. Обсуждая сегодняшний закон, за образец мы брали советский уголовно-процессуальный кодекс, потому что нет смысла изобретать велосипед, ведь с точки зрения юридической техники, наверное, качество тех законов было все-таки безупречным», – рассказал заместитель Председателя Правительства РФ.

По словам Талии Хабриевой, сейчас очень серьезно меняются парадигма и система координат взаимодействия государства и субъектов предпринимательства. «Я верю в успех этой реформы, потому что сейчас пришло понимание причин, почему не все задачи были выполнены. Потому что проводилась громадная работа, и, главное, – мы достигли упорядоченности. И сейчас – новый этап», – сказала она.

Заместитель Министра экономического развития РФ и один из авторов нового законопроекта Савва Шипов объяснил, почему документ должен помочь контролю стать дружелюбным и эффективным. «Контроль может стать эффективным за счет четкого определения предметов и объектов контроля. Как это ни удивительно, но все это время у нас отсутствовало регулирование учета объектов контроля. То есть мы сами не знали всех тех, кого должны проверять. Более того, у нас существовала серьезная путаница, потому что проверки описывались применительно к организациям, но, по сути, контроль осуществлялся – к лесным участкам, к транспортным средствам, к крупным многофункциональным комплексам, где не всегда разберешься, кто там собственник и кто на самом деле размещается», – поделился автор проекта.

Савва Шипов также добавил, что контроль не может быть эффективным без использования широкой линейки модернизированных инструментов. «Принципиально важно, чтобы контролеры чувствовали себя частью новой современной управленческой системы. В решении этой задачи на первый план, конечно, выходит цифровизация», – сказал спикер.

Министр юстиции РФ Aлександр Коновалов отметил, что действующие нормативные акты любого уровня нельзя исключать механистически. «Здесь есть риск, кaк минимум, «выплеснуть ребенкa из тaзa вместе с водой», но, еще хуже, что, в целом, мы можем добиться того же сaмого коллaпсa, кaк если бы просто действовaли aрифметическим путем. <…> Должна произойти очень существенная оптимизация самого содержания контроля и надзора. Здесь мы подходим к очень важной перспективе. Впервые за долгие годы мы имеем возможность кодификации и рекодификации отечественного права, которые, на наш взгляд, давно назрели и которые мы предлагали в качестве альтернативы принципу «one in – two out», – добавил Коновалов.

В завершение дискуссии Михаил Барщевский предложил зрителям проголосовать, ответив на вопрос, позволит ли принятие данного законопроекта сделать контроль дружелюбным и эффективным. «Да» ответили 53% собравшихся в зале, 29% ответили «нет», а 18% – «Хотелось, как лучше. Получилось!».

 

Петербургский Международный Юридический Форум проходит с 14 по 18 мая в Восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа. Он проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.