До Форума
 
Цифровая экономика — новые вызовы, новые решения

Развитие цифровой экономики в мире и особенности, с которыми сталкиваются отдельные государства в процессе цифровазиации, а также пути разрешения возникающих на этой почве проблем обсудили эксперты на площадке IX Петербургского Международного Юридического Форума.

Модератором сессии выступил заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Сергей Пузыревский. В сессии приняли участие Статс-секретарь – заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Цариковский, президент Административного совета по экономической безопасности Бразилии Александре Баррето де Соуза, президент Конкурентного ведомства Албании Джулиана Латифи, генеральный директор Конкурентного ведомства Австрии Таннер Теодор,  директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов, главный научный сотрудник Антимонопольного центра БРИКС НИУ ВШЭ Янис Лианос, профессор Университета Джао Тонг Ксянлинь Ван, профессор Школы права Сан-Паулу Кайо Марио Да Сильва Перейра Нето, профессор Стокгольмского университета, ведущий научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково Бьерн Ландквист, партнер Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Анна Нумерова, Советник Philip Morris Italia S.r.l. Кристиан Балонини и профессор НИУ ВШЭ Светлана Авдашева.

Открывая сессию, модератор Сергей Пузыревский обозначил основные темы для обсуждения. «Наша задача – посмотреть, в чем суть современной цифровой экономики и какие инструменты регулирования мы должны использовать, чтобы обеспечить эффективное развитие наших экономик в современную цифровую эпоху, чего не хватает для того, чтобы эти экономики эффективно развивались и  как работает в новых условиях антимонопольное регулирование», – сказал он.

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский начал свой доклад с тезиса о том, что конкурентное право может стать ответом на вызовы цифровой экономики. К вызовам спикер отнес  трансформацию традиционных рынков и повсеместную глобализацию. «Мы пришли к выводу, что традиционные инструменты антимонопольного регулирования часто не работают. Новые рынки появляются и исчезают быстрее, чем успевают подключиться антимонопольные механизмы. Мы понимаем, что нам надо во многом писать новые правила игры», – отметил он. Андрей Цариковский также высказал мнение, что в области цифровых технологий должны быть сформированы общие правила антимонопольного регулирования для всего мира. Говоря о конкурентном праве как о способе решения проблем регулирования, спикер отметил, что общность принципов конкурентного права является тем самым гибким инструментом регулирования, который необходим цифровой экономике. «Мы имеем в своих руках крайне гибкий инструмент. Мы имеем возможность с помощью конкурентного права давать возможность новым игрокам входить на рынок, имеем возможность открытой международной кооперации», – заключил Андрей Цариковский.

Президент Административного совета по экономической безопасности Бразилии Александре Баррето де Соуза рассказал об опыте своей страны в области регулирования цифровой экономики. Основными задачами, которые необходимо решить в этой области, спикер назвал применение антимонопольной политики в странах, которые, в основном, являются импортерами технологий, внутреннюю координацию регулирования цифровых рынков и международное сотрудничество. «Мы переживаем времена революции. Цифровая экономика уже есть, это факт. Она существует во многих рынках и действительно сказывается и влияет на эти рынки. То, как компании адаптируются к этим реалиям, применяют новые системы, модернизируют свой инструментарий –  антимонопольные органы тоже должны адаптироваться, чтобы лучше реагировать на новые вызовы и оставаться эффективными в антимонопольном законодательстве», – подчеркнул Александре Баррето де Соуза.

Генеральный директор Конкурентного ведомства Австрии Таннер Теодор отметил, что общий круг проблем очерчен, но итоговых решений пока нет.  «Нам нужно многостороннее юридически обязывающее соглашение, чтобы гарантировать, что конкуренция в цифровой экономике будет многосторонней.  Должно быть налажено трансграничное сотрудничество.  Необходимо совместное участие в создании цифрового руководства для антимонопольных агентств», – уточнил спикер.

Президент Конкурентного ведомства Албании Джулиана Латифи поделилась с участниками дискуссии опытом Албании в области развития цифровой экономики страны. «Правительством утверждена стратегия цифровизации на период приблизительно 5 лет. Была принята нормативно-правовая база для создания необходимой среды для бизнес-коммуникаций, для обеспечения роста соответствующей инфраструктуры, для расширения использования электронных сервисов компаниями и физическими лицами и развития электронного правительства», – сказала Джулиана Латифи.

Профессор Университета Джао Тонг Ксянлинь Ван рассказал о цифровой экономике и конкурентном праве в Китае. «В конце 2018 года цифровая экономика Китая достигла размера 31,1 триллиона юаней. На цифровую экономику приходится 34,8% китайского ВВП. Таким образом, цифровой сектор превратился в ключевой движущий фактор экономического роста в Китае и механизм создания рабочих мест», – отметил он.

Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов высказал мнение, что конкурентное право как инструмент правового регулирования обладает набором колоссальных преимуществ по отношению к механизмам предварительного регулирования, которые приняты сейчас.  «Эти преимущества лежат в основе гибкости и ориентированности на принципы, а не на правила, которые есть в конкурентном праве. Если мы эту особенность конкурентного права в условиях цифровой экономики еще и дополним новым типом контрольно-надзорной деятельности, который должен родиться внутри Федеральной антимонопольной службы, мы получим совершенно новый тип эффективного воздействия на развивающиеся цифровые процессы», – уверен эксперт.

Главный научный сотрудник Антимонопольного центра БРИКС НИУ ВШЭ Янис Лианос в своем выступлении рассказал участникам сессии об особенностях и возможных методах регулировании крупных цифровых платформ, таких как  Apple, Amazon, Netflix, Intel, Google, Facebook и других.

Партнер Адвокатского Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Анна Нумерова считает, что сейчас все производители товаров и услуг борются за внимание и время потребителя, и монетизируют их. «По некоторым данным, например, в США, Facebook и Google суммарно «захватили» 75 процентов внимания потребителя, которое монетизируется через рекламу. За 20 лет стоимость одной минуты времени потребителя выросла в 20 раз», – отметила она.

Профессор Школы права Сан-Паулу Кайо Марио Да Сильва Перейра Нето назвал одним из вызовов цифровой экономики поиск баланса для регулирующих органов и государства в том, чтобы с одной стороны осуществлять свою контролирующую функцию, с другой – не мешать развитию инноваций. «Я считаю, что все мы находимся в одинаковом положении. У нас у всех больше вопросов, чем ответов в данный момент. Но пока мы формулируем вызовы и трудности, мы начинаем думать о том, как их решать», – сказал ученый.

Советник Philip Morris Italia S.r.l. Кристиан Балонини в своем выступлении рассказал о нескольких судебных делах из европейской практики, связанных с применением антимонопольного законодательства в сфере цифровых технологий. «Я считаю, что многие антимонопольные органы уже начали вносить и корректировать свое законодательство. Я думаю, что эта тенденция будет возрастать. Мы двигаемся в сторону поправок антимонопольного законодательства, чтобы расширить сферу его применения для таких аспектов как big data и личные данные», – отметил он.

 

Петербургский Международный Юридический Форум проходит с 14 по 18 мая в Восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа. Он проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.