До Форума
 

Дайджест 93

3 мая 2018 Подписаться

Новости ПМЮФ 2018

Опубликовано расписание мероприятий деловой и культурной программы Форума – отмечайте даты в своём ежедневнике. Деловая программа по дням также доступна для скачивания.

Перейти к расписанию мероприятий ►

До встречи 15-19 мая 2018 года!

«Инновациям с потенциалом к снижению вреда необходима правовая определенность»

Темп, с которым меняется экономика, с каждым годом только увеличивается. На рынке предлагается всё больше новых продуктов и услуг. Социально ответственные компании в различных отраслях – фармацевтика, приборостроение, автомобилестроение, производство пищевой и табачной продукции – стремятся предложить потребителям товары, обладающие улучшенными характеристиками. Это и большая эффективность, и простота в использовании, и снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Спустя какое-то время и законодательство начинает адаптироваться к новым реалиям. Не пришло ли время для принципиального изменения регуляторной среды?

Инновации, новые технологии, новые более технологичные товары должны служить на благо человека и общества в целом. Поддержка инноваций является одной из ключевых социально значимых задач государства. В рамках ее реализации государство должно обеспечить не только доступ общества к товарам и технологиям, служащим благополучию человека, но и создать такие условия для бизнеса, которые стимулировали и поощрали бы разработку и внедрение инноваций, нацеленных на снижение вреда и повышение качества жизни, предусмотрев при этом механизм контроля за внедрением таких инноваций.

Одним из необходимых условий для развития инноваций, нацеленных на снижение вреда, и их эффективного вывода на рынок потребительских товаров является формирование благоприятной регуляторной среды. Основой для такой регуляторной среды могли бы стать следующие принципы:

  • Инновациям необходимо правовое регулирование. Невозможно предугадать, какие новые товары будут появляться в будущем, но можно заранее определить общие «правила игры» для участников рынка. Концепция снижения вреда должна стать одним из таких правил. Товары с потенциалом к снижению вреда, подтвержденным научными данными, должны иметь доступ на рынок, и в частности, к потребителям;
  • Инновации нельзя ограничивать или запрещать исключительно из-за неопределенности возможных последствий. Неопределенность неизбежно присуща любому инновационному продукту или технологии. Важно принимать взвешенные решения, не переоценивать теоретически возможные негативные последствия и не препятствовать технологическим прорывам необоснованными и чрезмерными запретами и ограничениями;
  • Граждане должны иметь доступ к менее «вредным» товарам (технологиям). Потребители должны иметь право и реальную возможность перейти от привычных товаров к инновационным, менее «вредным» товарам. На разработчиков и производителей должна возлагаться зеркальная обязанность по выводу таких товаров на рынок;
  • Граждане должны иметь доступ к информации о существовании альтернативы привычным им товарам и технологиям. Такая информация должна быть достоверной и не вводящей в заблуждение. На производителей должна быть возложена обязанность по доведению такой информации до потребителей;
  • Правовое регулирование инноваций с потенциалом к снижению вреда должно быть направлено на то, чтобы стимулировать потребителей переходить на более прогрессивные товары.

В регулировании, основанном на этих принципах, есть очевидная потребность и запрос со стороны общества, а также потенциал для устойчивого развития.

Во время дискуссионной сессии представители министерств и ведомств РФ обсудят с крупным бизнесом проблемы продвижения инновационных товаров с потенциалом к снижению вреда в ситуации, когда законодательство отстает от развития технологий.

Мероприятие будет интересно российским и иностранным компаниям, государственным и частным инвесторам, представителям органов государственной власти, а также широкой общественности.

Дискуссионная сессия состоится 17 мая 2018 г.

«В последние годы в России был предпринят ряд системных мер, направленных на повышение доступности жилья. В рамках дискуссионной сессии ДОМ.РФ планируется обсудить направления развития финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования»

Развитие жилищного сектора и повышение доступности жилья в Российской Федерации неразрывно связаны с развитием рынка ипотечного жилищного кредитования, а также развитием различных форм финансирования строительства жилья.

В последние годы в России был предпринят ряд системных мер, направленных на повышение доступности жилья (сформирован единый институт развития в жилищной сфере, создан компенсационный фонд долевого строительства, в законодательство внесены изменения, направленные на внедрение электронной закладной).

Кроме того, в настоящее время Правительством РФ реализуется приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» (утвержден на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам), в рамках которого прорабатываются различные предложения по внесению изменений в законодательство РФ, а также ведется работа по реализации мероприятий дорожной карты по поэтапному замещению средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан (утверждена Председателем Правительства Российской Федерации).

Эти и иные направления развития финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования планируется обсудить в рамках дискуссионной сессии ДОМ.РФ.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • развитие ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг;
  • правовые аспекты развития on-line ипотеки (в т.ч. вопросы идентификации заемщиков и использования их биометрических данных при ипотечном кредитовании), вопросы внедрения электронной закладной;
  • возможность включения в ипотечное покрытие прав требований по кредитам, обеспеченным залогом прав требований по договорам участия в долевом строительстве;
  • совершенствование механизмов обращения взыскания и реализации предмета ипотеки;
  • минимизация рисков инвесторов и кредитных организаций, финансирующих жилищное строительство (в т.ч. совершенствование механизма счетов эскроу для привлечения средств граждан и развитие иных форм финансирования);
  • зарубежные практики регулирования в сфере привлечения инвестиций в жилищное строительство.

Искусство ведения переговоров: стратегии и тактики, фокус на успех

Внушительная часть профессионального времени каждого юриста проходит за столом переговоров. Любые переговоры это сложный процесс для их участников, которым приходится грамотно использовать расстановку сил в экономических, психологических и деловых преимуществах каждой вовлеченной стороны. В рамках данного мероприятия ведущие специалисты в своей области, каждый с многолетним опытом ведения сложнейших переговоров на крупных международных проектах, обсудят юридические и прикладные вопросы, без владения которыми не может обойтись ни один современный успешный переговорщик.

В частности, речь пойдет о практике противодействия агрессивной тактике на переговорах – в ситуациях, когда жизненно важно сохранить способность мыслить в критических условиях, быстро принимать решения и не терять изначальный фокус на достижение поставленной цели. Особое внимание будет уделено переговорному тупику и практическим советам о том, как не попасть в такой тупик и как из него выбраться в случае попадания. Кроме того, участники дискуссии обсудят культурные различия и стереотипы, связанные с личностными особенностями участников переговоров, включая национальные и гендерные вопросы.

Вас также ждут обзоры последней судебной практики по несправедливым договорным условиям вследствие переговорного неравенства сторон, в том числе по критериям неравенства и вынужденного согласия, а также перспективам обжалования договоренностей сторон в суде. В ходе сессии участники также обсудят судебную практику по безопасным способам прерывания переговоров и взыскания убытков, причиненных недобросовестным поведением одной из сторон, включая способы оформления предварительных условий и расчета убытков за срыв переговоров.

Четверг, 17 Мая
16:30 – 18:00
Гайд-парк, Главный штаб (Дворцовая площадь, д. 6-8)

Ежегодная конференция ОКЮР «Право неравнодушных. Интеллектуальная собственность в цифровой экономике»

14 мая 2018 года Объединение Корпоративных Юристов проведет в Санкт-Петербурге VIII ежегодную научно-практическую конференцию с Конституционным Судом Российской Федерации «Право неравнодушных. Интеллектуальная собственность в цифровой экономике» - сателлитное мероприятие VIII ПМЮФ.

Руководители юридических департаментов ведущих компаний совместно с судьями Конституционного Суда Российской Федерации, руководством Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по интеллектуальной собственности обсудят конституционные основы развития интеллектуальной собственности, развитие интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и другие вопросы.

Мир вступил в новую эпоху — эпоху информационного общества. Информация начинает играть важнейшую роль в обществе, и право не может остаться к этому равнодушным. И центральное место в регулировании отношений в информационной сфере должно сыграть законодательство об интеллектуальной собственности.

Перед юристами встает много проблем: появляются новые объекты, возникает проблема охраны результатов деятельности искусственного интеллекта, развиваются новые механизмы распространения создаваемых продуктов и оказания услуг и т.д. И, конечно, важнейшей проблемой является защита интеллектуальной собственности от нарушений. Проблемы непростые, но решения надо искать уже сейчас, и в этом отношении положения Конституции помогут выбрать правильное направление. Как будет развиваться законодательство об интеллектуальной собственности в цифровом мире, как должны реагировать юристы на возникающие перед ними проблемы, какие угрозы создает развитие новых технологий — эти и другие проблемы обсудят ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов исполнительной власти на конференции Объединения Корпоративных Юристов.

Понедельник, 14 мая
12:00 – 18:00
Отель «Астория», Бальный зал (Большая Морская ул., д. 39)

Программа конференции: https://www.rcca.com.ru/news/action1.shtml?id=947&grid=2

Регистрация и дополнительная информация: 8(495) 988-53-88, доб. 1413, эл. почта: Katerina.Dedich@rcca.com.ru

Информационное партнерство и аккредитация СМИ 8(495) 988-53-88, доб. 1406, эл. почта: Oksana.Cherkasova@rcca.com.ru

Деловой обед «Параллельный импорт и селективная дистрибуция: поиск баланса»

17 мая в 14:00 состоится деловой обед «Параллельный импорт и селективная дистрибуция: поиск баланса», организованный юридической компанией «Пепеляев Групп» в рамках ПМЮФ. Модератором мероприятия выступит управляющий партнер Сергей Пепеляев.

В соответствии с действующим законодательством ввоз товара, маркированного товарным знаком, без согласия правообладателя является нарушением исключительного права на товарный знак. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 февраля 2018 г. установил ряд ограничений реализации правообладателем правомочия запрета, введя понятие недобросовестности правообладателя, но, не определив его критерии. Позиция КС РФ направлена на установление баланса интересов всех сторон бизнес-процесса, однако остается неясным, где заканчиваются границы усмотрения законодателя и судов.

Первая часть дискуссии будет посвящена проблематике параллельного импорта. Эксперты обсудят критерии недобросовестности правообладателя и возможность дополнения ими ГК РФ, а также вопрос, кто, когда и как будет выступать в роли «оценщика» действий правообладателя по ограничению ввоза товаров, завышению цен и созданию угрозы для обеспечения безопасности. Кроме того, участники делового обеда затронут вопрос неопределенности положения правообладателей: как обосновывать цену своей продукции, чтобы ее не признали завышенной?

Отдельный блок вопросов будет посвящен теме таможенного контроля в отношении параллельного импорта в России и в других государствах-членах ЕАЭС.

Вторая часть обсуждения в рамках делового обеда будет посвящена вопросам селективной дистрибуции. Применение строгих качественных критериев отбора контрагентов в рамках селективной дистрибуции позволяет производителю поддерживать имидж и ценность бренда. При каких условиях селективная дистрибуция может быть допустимой с точки зрения российского антимонопольного законодательства и какие риски несут компании при имплементации моделей селективной дистрибуции? Эксперты также обсудят мировой опыт, который может быть использован для улучшения регулирования селективной дистрибуции в России.

Модератор делового обеда Сергей Пепеляев прокомментировал важность выбранной темы: «Проблемы, связанные с регулированием параллельного импорта и селективной дистрибуции, стали особенно актуальны для международных компаний-производителей, реализующих свои товары в России, после принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 13 февраля 2018 г. N 8-П. Под удар попадают фармацевтические компании, производители товаров премиум-класса, косметики, бытовой техники и даже автомобилей. Правообладатели, реализовывая свой товар, предоставляют покупателю не просто вещь, но и набор сервисов, которые к этому товару прилагаются. Такой комплексный продукт не могут предложить сторонние дистрибьюторы. И если в случае с одеждой и косметикой риски параллельного импорта сводятся к приобретению некачественного товара, то приобретая медизделия с непрозрачной историей, покупатель рискует собственным здоровьем. На нашем деловом обеде соберутся представители КС РФ, ФАС, ФТС, Росздравнадзора, Суда по интеллектуальным правам, а также бизнес, который выступает за выработку критериев качества и установление четких правил игры для всех дистрибьюторов товаров».

По итогам дискуссии будут разработаны предложения по вопросу регулирования параллельного импорта и селективной дистрибуции.

Для регистрации на мероприятие просим Вас направлять заявки на участие по адресу: e.duboshina@pgplaw.ru.

Четверг, 17 мая
14:00 – 15:30
Белый павильон, Главный штаб (Дворцовая площадь, д. 6-8)

Технологии энергонакопления как инструмент обеспечения энергобезопасности Европейского союза

Автор: Грабович Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрены последние тенденции в сфере разработки энергетической политики Европейского Союза. Проведен анализ мер, которые касаются правового обеспечения более активного внедрения инновационных технологий энергонакопления. Указанные инициативы рассматриваются руководящими органами ЕС как инструмент достижения устойчивой энергетической безопасности до 2030 года.

Мировая энергетика всегда была в фокусе внимания международного сообщества. Она сохраняет значимую роль в геополитических, экономических и социальных процессах. Лидеры многих стран считают обеспечение энергетической безопасности одним из важнейших приоритетов. Главные вопросы мировой энергетики во многом связаны с перспективами технологического развития, как в сфере потребления, так и в сфере производства энергии.

Технологической особенностью электроэнергетики является мгновенное потребление производимой продукции и, как следствие, полная зависимость потребления электроэнергии от ее генерации. При этом спрос на электроэнергию имеет выраженные суточные, недельные и сезонные колебания, тогда как генерация отличается ограниченной гибкостью загрузки мощностей. Технологии энергонакопления помогают решить проблему колебаний спроса, позволяя хранить избыточную электроэнергию и вновь передавать ее в сеть.

Энергонакопительные технологии важны для эффективного использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в электроэнергетической системе, поскольку ВИЭ имеют крайне низкую технологическую гибкость и зависимы от случайных климатических и погодных факторов. Динамика их генерации может сильно расходиться с суточным и сезонным потреблением электроэнергии. Включение ВИЭ в схему энергопроизводства в ЕС значительно увеличила потребность в большей гибкости электросетей.

Существует множество технологий для хранения/накопления (аккумулирования) электроэнергии, основной является гидроаккумулирование (наполнение насосами верхнего бьефа плотины при низком спросе на электроэнергию и подача воды на турбины для выработки энергии при высоком спросе). Гидроаккумулирующие электростанции, несмотря на простоту и эффективность технологии, требуют значительных земельных ресурсов для создания водохранилища и инвестиций в строительство плотины и турбинного зала. Это создает предпосылки для развития более гибких и компактных технологий хранения энергии, в том числе отдельными домохозяйствами или местными сообществами.

Относительно просты технология хранения тепловой энергии, которые позволяют снизить потребность в электроэнергии путем обеспечения потребителей горячей водой. Источник тепловой энергии в этом случае – энергия солнца.

Разработаны технологии накопления энергии и в батареях разного типа (свинцовые, литий-ионные, натриевые и другие). Мощность таких накопителей относительно невелика, стоимость высока, а безопасность использования не гарантирована. Однако они позволяют мгновенно передать энергию в сеть и поэтому, разработки в этом направлении продолжаются, хотя новые технологии производства батарей более востребованы в производстве электромобилей. Спрос на них постоянно растет.

С развитием ВИЭ, распределенной генерацией и технологиями накопления энергии тесно связана технология «умных» электросетей (smart grid), которые автоматически регулируют использование разных источников энергии, работу накопителей и перетоки энергии во внешние сети.

Подобные инновационные решения будут способствовать повышению гибкости энергетической системы ЕС. В настоящее время Евросоюз активно поддерживает инновации в ключевых энерготехнологиях и разрабатывает соответствующие рыночные правила и стандарты. Технологические инновации в области энергоаккумулирования подпадают под действие программы «Горизонт-2020» (Horizon-2020) и Стратегического плана ЕС в области энергетических технологий (Strategic Energy Technology Plan).

К сожалению энергетический рынок не поспевает за технологическим прогрессом. К числу факторов, замедляющих продвижение технологий аккумулирования энергии, относятся высокая стоимость батарей и регулирующего оборудования, административные барьеры, ограниченный доступ к энергосетям и высокие сборы и пошлины. Еврокомиссия пытается решить эти проблемы.

Внедрение этих технологий на современном этапе энергетической политики ЕС связано с борьбой с изменениями климата. Еще в 2007 году в ЕС были одобрены так называемые Энергетический и Климатический Пакеты «20-20-20» , за которыми последовали ряд стратегий и политических программ в поддержку «низкоуглеродной» энергетической системы ЕС.

В октябре 2014 года государства-члены ЕС договорились о достижении к 2030 году целевых показателей в области общеевропейской политики в сфере энергетики и климата: сокращении выбросов парниковых газов на 40% к уровню 1990 года; росте доли ВИЭ минимум до 27 %; увеличении емкости различных энергохранилищ до 27 % от объемов потребления.

Парижское Соглашение по климату , которое было принято в декабре 2015 года, стало юридически обязательным после ратификации в ноябре 2016 года и требует от руководства ЕС расширения использования энергонакопительных технологий. Оно направлено на дальнейшее снижение зависимости европейского сообщества от ископаемого топлива.

В феврале 2015 года Европейская комиссия предложила стратегию Энергетического Союза, цели которого - обеспечить безопасность, устойчивость, конкурентоспособность и доступность энергоснабжения в Европе. В результате Евросоюз объединяет в единую целостную стратегию различные составляющие энергетической политики – достижение энергетической безопасности, регулирование внутреннего энергетического рынка, рост энергоэффективности, развитие ВИЭ и повышение конкурентоспособности инновационных технологий накопления энергии.

В ноябре 2016 года ЕС опубликовал пакет документов «Чистая энергия для всех европейцев». Он включает несколько ключевых законодательных актов: важные поправки к Третьему энергетическому пакету – более известные как Акт ЕС «О формировании энергорынка»; Акт ЕС «Об ускорении перехода к инновационно-коммуникационной модели чистой энергии»; Новая Директива ЕС «О возобновляемых источниках энергии»; Директива ЕС «О системе торговли эмиссионными выбросами»; а также Директива ЕС «Об энергоэффективности».

Правовой основой возможного Энергетического Союза ЕС являются:

  1. Стратегический План энергетических технологий (SET-Plan), который фокусируется на внедрении в энергетическую систему ЕС «декарбонизирующих» технологий;
  2. Программа «Горизонт-2020»;
  3. Рамочная программа ЕС в области исследований и инноваций с бюджетом 80 млрд. евро.

В Рамочной программе ЕС в области исследований и инноваций говорится о необходимости ускоренного производства инноваций в области чистых энергонакопительных технологий, доступных для всех стран-членов ЕС (одно из четырех приоритетных направлений НИОКР Евросоюза).

Официальные представители Европейской Комиссии сообщают, что руководство ЕС выделяет более 2 миллиардов евро на дальнейшую реализацию рабочей программы «Горизонт-2020» в 2018-2020 гг. Эта финансовая поддержка будет играть важную роль в ускорении разработки безопасных, чистых и эффективных энергетических технологий, необходимых для достижения целей декарбонизации ЕС.

Энергонакопительные технологии становятся важной составляющей планов ЕС по формированию Энергетического Союза, а также способствуют развитию общеевропейской онлайн-системы применения ВИЭ. С применением технологии энергохранилищ ЕС может за счет лучшей интеграции ВИЭ уменьшить объемы импорта энергоресурсов и повысить эффективность энергетической системы.

Список использованной литературы и источников:

  1. Бушуев В.В., Каламанова В.А. Мировая энергетика – 2050 (Белая книга). – М.: ИЦ “Энергия”, 2011 г.
  2. Пакет ЕС «Чистая энергия для всех европейцев», 2016;
  3. Рабочая программа ЕС «Горизонт-2020»;
  4. Энергетическая безопасность / под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, - М.: МГУ, 2012;
  5. United Nations Framework Convention on Climate Change: Paris Agreement, 2015.

Церемония вручения премии «GQ Кодекс»

16 мая в рамках Международного Петербургского юридического форума впервые состоится церемония вручения премии «GQ Кодекс», где наградят лучших представителей юридического цеха в 10 номинациях. Список составили члены специально созданного экспертного совета, состоящего из лидеров юридического мира и редакторов GQ. Премия не оценивает профессиональные достижения юристов, а рассматривает их увлечения, интересы и все, что выходит за рамки рабочей рутины.

После церемонии состоится концерт на территории парадного двора Государственной академической капеллы.

Церемония вручения премии «GQ Кодекс» будет проходить ежегодно.

Участие по приглашениям.

Среда, 16 мая
19:30 – 00:00
Государственная академическая капелла (наб. реки Мойки, д.20)

Предыдущие выпуски дайджеста