В статье рассмотрены последние тенденции в сфере разработки энергетической политики Европейского Союза. Проведен
анализ мер, которые касаются правового обеспечения более активного внедрения инновационных технологий энергонакопления.
Указанные инициативы рассматриваются руководящими органами ЕС как инструмент достижения устойчивой энергетической
безопасности до 2030 года.
Мировая энергетика всегда была в фокусе внимания международного сообщества. Она сохраняет значимую роль в геополитических,
экономических и социальных процессах. Лидеры многих стран считают обеспечение энергетической безопасности одним из
важнейших приоритетов. Главные вопросы мировой энергетики во многом связаны с перспективами технологического развития,
как в сфере потребления, так и в сфере производства энергии.
Технологической особенностью электроэнергетики является мгновенное потребление производимой продукции и, как следствие,
полная зависимость потребления электроэнергии от ее генерации. При этом спрос на электроэнергию имеет выраженные
суточные, недельные и сезонные колебания, тогда как генерация отличается ограниченной гибкостью загрузки мощностей.
Технологии энергонакопления помогают решить проблему колебаний спроса, позволяя хранить избыточную электроэнергию
и вновь передавать ее в сеть.
Энергонакопительные технологии важны для эффективного использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в электроэнергетической
системе, поскольку ВИЭ имеют крайне низкую технологическую гибкость и зависимы от случайных климатических и погодных
факторов. Динамика их генерации может сильно расходиться с суточным и сезонным потреблением электроэнергии. Включение
ВИЭ в схему энергопроизводства в ЕС значительно увеличила потребность в большей гибкости электросетей.
Существует множество технологий для хранения/накопления (аккумулирования) электроэнергии, основной является гидроаккумулирование
(наполнение насосами верхнего бьефа плотины при низком спросе на электроэнергию и подача воды на турбины для выработки
энергии при высоком спросе). Гидроаккумулирующие электростанции, несмотря на простоту и эффективность технологии,
требуют значительных земельных ресурсов для создания водохранилища и инвестиций в строительство плотины и турбинного
зала. Это создает предпосылки для развития более гибких и компактных технологий хранения энергии, в том числе отдельными
домохозяйствами или местными сообществами.
Относительно просты технология хранения тепловой энергии, которые позволяют снизить потребность в электроэнергии путем
обеспечения потребителей горячей водой. Источник тепловой энергии в этом случае – энергия солнца.
Разработаны технологии накопления энергии и в батареях разного типа (свинцовые, литий-ионные, натриевые и другие).
Мощность таких накопителей относительно невелика, стоимость высока, а безопасность использования не гарантирована.
Однако они позволяют мгновенно передать энергию в сеть и поэтому, разработки в этом направлении продолжаются, хотя
новые технологии производства батарей более востребованы в производстве электромобилей. Спрос на них постоянно растет.
С развитием ВИЭ, распределенной генерацией и технологиями накопления энергии тесно связана технология «умных» электросетей
(smart grid), которые автоматически регулируют использование разных источников энергии, работу накопителей и перетоки
энергии во внешние сети.
Подобные инновационные решения будут способствовать повышению гибкости энергетической системы ЕС. В настоящее время
Евросоюз активно поддерживает инновации в ключевых энерготехнологиях и разрабатывает соответствующие рыночные правила
и стандарты. Технологические инновации в области энергоаккумулирования подпадают под действие программы «Горизонт-2020»
(Horizon-2020) и Стратегического плана ЕС в области энергетических технологий (Strategic Energy Technology Plan).
К сожалению энергетический рынок не поспевает за технологическим прогрессом. К числу факторов, замедляющих продвижение
технологий аккумулирования энергии, относятся высокая стоимость батарей и регулирующего оборудования, административные
барьеры, ограниченный доступ к энергосетям и высокие сборы и пошлины. Еврокомиссия пытается решить эти проблемы.
Внедрение этих технологий на современном этапе энергетической политики ЕС связано с борьбой с изменениями климата.
Еще в 2007 году в ЕС были одобрены так называемые Энергетический и Климатический Пакеты «20-20-20» , за которыми
последовали ряд стратегий и политических программ в поддержку «низкоуглеродной» энергетической системы ЕС.
В октябре 2014 года государства-члены ЕС договорились о достижении к 2030 году целевых показателей в области общеевропейской
политики в сфере энергетики и климата: сокращении выбросов парниковых газов на 40% к уровню 1990 года; росте доли
ВИЭ минимум до 27 %; увеличении емкости различных энергохранилищ до 27 % от объемов потребления.
Парижское Соглашение по климату , которое было принято в декабре 2015 года, стало юридически обязательным после ратификации
в ноябре 2016 года и требует от руководства ЕС расширения использования энергонакопительных технологий. Оно направлено
на дальнейшее снижение зависимости европейского сообщества от ископаемого топлива.
В феврале 2015 года Европейская комиссия предложила стратегию Энергетического Союза, цели которого - обеспечить безопасность,
устойчивость, конкурентоспособность и доступность энергоснабжения в Европе. В результате Евросоюз объединяет в единую
целостную стратегию различные составляющие энергетической политики – достижение энергетической безопасности, регулирование
внутреннего энергетического рынка, рост энергоэффективности, развитие ВИЭ и повышение конкурентоспособности инновационных
технологий накопления энергии.
В ноябре 2016 года ЕС опубликовал пакет документов «Чистая энергия для всех европейцев». Он включает несколько ключевых
законодательных актов: важные поправки к Третьему энергетическому пакету – более известные как Акт ЕС «О формировании
энергорынка»; Акт ЕС «Об ускорении перехода к инновационно-коммуникационной модели чистой энергии»; Новая Директива
ЕС «О возобновляемых источниках энергии»; Директива ЕС «О системе торговли эмиссионными выбросами»; а также Директива
ЕС «Об энергоэффективности».
Правовой основой возможного Энергетического Союза ЕС являются:
- Стратегический План энергетических технологий (SET-Plan), который фокусируется на внедрении в энергетическую систему
ЕС «декарбонизирующих» технологий;
- Программа «Горизонт-2020»;
- Рамочная программа ЕС в области исследований и инноваций с бюджетом 80 млрд. евро.
В Рамочной программе ЕС в области исследований и инноваций говорится о необходимости ускоренного производства инноваций
в области чистых энергонакопительных технологий, доступных для всех стран-членов ЕС (одно из четырех приоритетных
направлений НИОКР Евросоюза).
Официальные представители Европейской Комиссии сообщают, что руководство ЕС выделяет более 2 миллиардов евро на дальнейшую
реализацию рабочей программы «Горизонт-2020» в 2018-2020 гг. Эта финансовая поддержка будет играть важную роль в
ускорении разработки безопасных, чистых и эффективных энергетических технологий, необходимых для достижения целей
декарбонизации ЕС.
Энергонакопительные технологии становятся важной составляющей планов ЕС по формированию Энергетического Союза, а также
способствуют развитию общеевропейской онлайн-системы применения ВИЭ. С применением технологии энергохранилищ ЕС может
за счет лучшей интеграции ВИЭ уменьшить объемы импорта энергоресурсов и повысить эффективность энергетической системы.
Список использованной литературы и источников:
- Бушуев В.В., Каламанова В.А. Мировая энергетика – 2050 (Белая книга). – М.: ИЦ “Энергия”, 2011 г.
- Пакет ЕС «Чистая энергия для всех европейцев», 2016;
- Рабочая программа ЕС «Горизонт-2020»;
- Энергетическая безопасность / под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, - М.: МГУ, 2012;
- United Nations Framework Convention on Climate Change: Paris Agreement, 2015.