До Форума
 

Дайджест 91

18 апреля 2018 Подписаться

Новости ПМЮФ 2018

23 организации по всей России от Калининграда до Владивостока уже заявлены в качестве организаторов мероприятий в рамках Legal Forum Live 2018 ► Подробнее

Формат Legal Forum Live дает возможность провести собственное мероприятие в любой точке земного шара под брендом ПМЮФ в дни его работы. В 2017 году в рамках VII ПМЮФ к проекту уже традиционно проявили активный интерес вузы, юридические фирмы, представители местных органов самоуправления, а также совершенно новые для проекта Legal Forum Live участники в лице представителей ведущих банков РФ и представителей бизнес сообщества.

О дискуссионных сессиях ПМЮФ 2018

Продолжение рубрики, в которой Вы сможете более подробно познакомиться с ключевыми темами для обсуждения на предстоящем Форуме.

«Это редкая возможность собрать на одной площадке ведущих специалистов в области биомедицины и права для обсуждения ключевых правовых и этических вопросов, возникающих вследствие применения новейших технологий в биологии и медицине»

Развитие технологий, особенно в сфере биомедицины, всегда служило источником прогресса. Новые технологии открывают двери для лучшего мониторинга, лечения и профилактики заболеваний, благотворно влияя на здоровье человека. В то же время, новые биологические и медицинские технологии способны навязчиво проникать в личную сферу и создавать новые формы контроля над жизнью человека, тем самым открывая дорогу многочисленным злоупотреблениям.

Связанные с использованием новых биомедицинских технологий споры все чаще становятся предметом рассмотрения национальных и международных судов (подробнее об этом в отчете, подготовленным Секретариатом Европейского Суда по правам человека: https://www.echr.coe.int/Documents/Research_report_bioethics_RUS.pdf).

Конвенция Совета Европы по правам человека и биомедицине (Конвенция Овьедо), отметившая в 2017 году свое двадцатилетие, является единственным юридически обязательным международным договором, который устанавливает общие принципы правового регулирования в этой области с целью более эффективного ответа на жизненные для человечества технологические вызовы.

Предлагаемая для ПМЮФ сессия — редкая возможность собрать на одной площадке ведущих специалистов в области биомедицины и права для обсуждения ключевых правовых и этических вопросов, возникающих вследствие применения новейших технологий в биологии и медицине. Цель дискуссии — выявить пути решения вопросов правового регулирования для предотвращения опасных для человечества злоупотреблений.

«Деятельность Внешэкономбанка встроена в соответствии с общегосударственными стратегическими целями и долгосрочными приоритетами развития России. Новый закон позволит совершенствовать деятельность Внешэкономбанка как национального института развития»

Дискуссионная сессия «Роль Внешэкономбанка в трансформации российской экономики: изменения законодательства, фабрика проектного финансирования, синдикация, проекты в высокотехнологической сфере и экспорте» ►

ВЭБ сфокусирован на поддержке инновационных, прорывных для несырьевой экономики России производств, внедрении самых современных технологий, поддержке экспорта и развитии инфраструктуры. Для получателей этих средств — сейчас это более 200 проектов — это «длинные» и относительно недорогие деньги, а значит — необходимые условия для запуска новых производств и создания рабочих мест, внедрения технологий и продвижения продукции как в России, так и на глобальных рынках. Крайне важно, что для Внешэкономбанка это возвратные вложения. Пополнение кредитного портфеля ВЭБ идет на основе всесторонней комплексной оценки проектов, их рисков и рыночных перспектив. В 2018 год Банк развития вступает с четко определенными приоритетами, структурированными задачами, детальным бизнес- планом и командой.

ВЭБ формирует новый портфель проектов в стратегических отраслях (прорывные технологии, промышленность высоких переделов, инфраструктура, экспорт). Отбор проектов идет в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ключевыми игроками рынка, в Банке создано подразделение глубокой отраслевой экспертизы. Новые инструменты сопровождения нацелены на отслеживание критического пути проекта и оценку влияния отклонений на финансовые показатели проекта, прогнозирование хода проекта на основе опыта схожих проектов. Это позволяет повысить шансы каждого проекта на успех с учетом своевременного получения сигналов о возникающих проблемах в рамках проекта. Кардинально перестроена работа в субъектах России — отбор наиболее качественных проектов активно уже ведут 79 региональных менеджеров из 50 регионов — на экспертизе в Банке находится 16 кейсов. В 2018 году региональные менеджеры ВЭБа будут работать во всех регионах России.

Широчайшие возможности по финансированию новых производств открывает запуск фабрики проектного финансирования. Основная идея фабрики заключается в синдицированном кредитовании проектов с привлечением государственного субсидирования и государственных гарантий по облигациям. Механизм синдикации позволит на каждый рубль инвестиций ВЭБа привлечь 3-4 рубля дополнительных инвестиций в экономику страны. Мы уже видим большой потенциал проектов фабрики по отраслевым направлениям, которые являются приоритетными для ВЭБа как института развития.

ВЭБ уделил большое внимание вопросам создания и развития в Российской Федерации правового института синдицированного кредита — одного из наиболее востребованных современной российской банковской практикой изменения. Закон о синдицированном кредитовании направлен на устранение правовых неопределенностей, касающихся регулирования договоров синдицированного кредита. С принятием поправок в законодательство ВЭБ сможет стать активным участником синдикаций.

В конце 2017 года были приняты законы о банке развития и о синдицированном кредитовании. Эти законы направлены на совершенствование деятельности ВЭБа как института развития. Новый закон о банке развития позволит Внешэкономбанку эффективно реализовывать стратегию развития до 2021 года. Создано нормативное обеспечение реализации Стратегии развития ВЭБа до 2021 года.

При взаимодействии с исполнительной, законодательной властью, профильными министерствами и профессиональным сообществом ВЭБ провел эффективную работу по изменению законодательства в рамках совершенствования своей деятельности, определил подходы в правовых вопросах корпоративного управления Группы ВЭБ.

Деятельность Внешэкономбанка встроена в соответствии с общегосударственными стратегическими целями и долгосрочными приоритетами развития России. Новый закон позволит совершенствовать деятельность Внешэкономбанка как национального института развития. Новый закон расширяет функционал Банка — Банк может стать организатором и участвовать в синдицированном кредитовании, ВЭБу отведена ведущая роль в поддержке проектов Национальной технологической инициативы и проектов в сфере цифровой экономики.

Для кого?

Учитывая актуальность и новизну заявленной темы дискуссионной сессии, повышенный интерес должен проявиться у юристов как российских, так и зарубежных кредитных организаций, крупнейших компаний и юридических фирм, а также представителей судейского корпуса.

«Индивидуальные обращения в ЕСПЧ не только дали российским гражданам дополнительное средство правовой защиты, но и привели к многим структурным изменениям, укрепившим авторитет и эффективность российской судебной системы»

20 лет назад Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека, тем самым войдя в общеевропейское правовое пространство, созданное Советом Европы. Как главный цементирующий механизм фундаментальных правовых ценностей Совета Европы, Конвенция оказала значительное влияние на все европейские правовые системы, включая Россию. За 20 лет Европейская Конвенция проникла в ткань российского права, затронув практически все правовые сферы. Индивидуальные обращения в Европейский Суд по правам человека не только дали российским гражданам дополнительное средство правовой защиты, но и привели к многим структурным изменениям, укрепившим авторитет и эффективность российской судебной системы. Вместе с тем сегодня конвенционный механизм находится в стадии реформирования, идет процесс выстраивания равноправного и конструктивного диалога между Европейским Судом по правам человека и национальными правовыми системами, осознания пределов компетенции Европейского Суда в соответствии с принципом субсидиарности. Залог долгосрочного развития контрольного механизма Конвенции — доверие к нему со стороны всех государств — членов Совета Европы.

Рассматриваемые Европейским Судом дела касаются не только классических вопросов уголовного и гражданского процесса, но и таких новых сфер жизни как биоэтика (донорство органов, суррогатное материнство), управление интернетом (блокировка сайтов, модерирование постов пользователей, регистрация доменных имен, контроль компаниями за перепиской работников), спорт (ограничения, налагаемые на спортсменов в связи с допинг контролем, превентивные задержания болельщиков) и многие другие.

В сессии планируется участие руководителей российской судебной системы, адвокатуры, профильных министерств, Совета Европы и Европейского Суда с целью оценки результатов участия России в Европейской Конвенции по правам человека за 20 лет и обсуждения актуальных вопросов дальнейшего взаимодействия на современном этапе. По случаю юбилея ратификации Конвенции, в сессию также планируется включить презентацию спецпроекта «20 дел в ЕСПЧ, которые изменили российское право».

«Хотя понятие справедливости в законодательстве не сформулировано, оставаясь оценочным, все чаще в судебных решениях встречается апеллирование к этой категории»

Дискуссионная сессия «Справедливость и «право справедливости» в гражданском праве» ►

Дискуссии о справедливости сродни обсуждению понятий «добра» и «зла» или вопроса о смысле жизни: едва ли возможно единое, устраивающее всех мнение, конкретные жизненные обстоятельства вносят поправки в провозглашенные общие ценности. Между тем, категория справедливости, наполненная во многом морально-этическим и идеологическим содержанием, нашла свое отражение как в конституционном праве, так и в различных правовых отраслях, включая гражданское и коммерческое (предпринимательское) право.

Хотя понятие справедливости в законодательстве не сформулировано, оставаясь оценочным, все чаще в судебных решениях встречается апеллирование к этой категории. Как понимание справедливости («дух закона») должно влиять на толкование и применение специальных норм («буква закона»)? Как философская, общественная идея справедливости адаптируется в методе гражданского и коммерческого права? Извечный вопрос юриста: каковы критерии, «где об этом написано»?

Возможно, примирением различных подходов о значении справедливости является вывод о том, что если буквальное толкование специальной нормы закона приводит к явно несправедливому решению, то такая норма подлежит иному толкованию. Будет справедливым такое перераспределение позитивных и негативных последствий между участниками соответствующих гражданских (предпринимательских) правоотношений, если учитывается степень фактической способности таких участников контролировать (влиять на) возможность удовлетворения их интересов («доктрина риска»).

Поиск ответа на эти и другие вопросы будет предпринят совместно российскими и зарубежными учеными юристами, философами, социологами, практиками, с участием представителей КС РФ, ВС РФ и Министерства юстиции.

«На сегодняшний день действующие нормы о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений не позволяют эффективно решить задачу регламентации трансграничных банкротств»

Дискуссионная сессия «Перспективы регулирования трансграничной несостоятельности в ЕАЭС: как открыть границы для иностранных банкротств, не пострадав от конкуренции юрисдикций и forum shopping?» ►

Поддерживая развитие бизнеса на евразийском пространстве, государства рано или поздно столкнутся с проблемами выхода банкротства за пределы одного правопорядка. У всех стран есть интерес признать свое банкротство за рубежом, обеспечить кредиторам доступ к зарубежным активам должника, не допустить обхода отечественной коллективной процедуры. Но при этом у всех государств есть и опасения, связанные с возможными манипуляциями юрисдикций как со стороны кредиторов, так и со стороны должников. На сегодняшний день правовое регулирование в данной сфере очень скупое, действующие нормы о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений не позволяют эффективно решить задачу регламентации трансграничных банкротств.

На сессии с участием экспертов из государств Евразийского союза и опытных зарубежных специалистов будет обсуждаться исследовательский проект, посвященный регулированию трансграничной несостоятельности в странах ЕАЭС, разрабатываемый под эгидой Центра международных и сравнительно-правовых исследований.

Для кого?

Сессия может быть интересна широкому кругу юристов, т.к. ее проблематика находится на стыке нескольких тем — это и вопросы банкротства, и вопросы трансграничных отношений, и право международной интеграции и ЕАЭС. Она может быть полезна экспертам в области права Евразийского союза, специалистам в сфере несостоятельности — как внутринациональной, так и трансграничной. Почерпнуть идеи смогут юристы из национальных и международных консалтинговых компаний, специализирующихся на трансграничном бизнесе в странах ЕАЭС, а также юристы из крупных банков, чьи кредиторы находятся в евразийском пространстве.

Секция может вызвать интерес у арбитражных управляющих, юристов государственных органов, занимающихся разработкой законодательства в сфере трансграничной несостоятельности, у ученых-юристов, ведущих исследования в данной сфере.

«Разработка нового закона о культуре — это в высшей степени важная тема, и ни Госдума, ни разного рода ведомства не могут выйти с таким законопроектом о культуре, который устроил бы и законодателей, и профессиональную общественность и, разумеется, граждан Российской Федерации»

В декабре 2017 года на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации В.В. Путин предложил членам Совета принять активное участие в разработке нового закона о культуре.

Специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что разработка такого нового закона — это в высшей степени важная тема, и ни Госдума, ни разного рода ведомства не могут выйти с таким законопроектом о культуре, который устроил бы и законодателей, и профессиональную общественность и, разумеется, граждан Российской Федерации.

Именно эта невозможность возникновения законопроекта только в умах законодателя и ведомств и создает очевидную актуальность темы нашего круглого стола именно на ПМЮФ. В дискуссии деятелей культуры и искусства важно определить новые позиции взаимодействия государства и культуры, принципы невмешательства в деятельность учреждений культуры и соотношение такого невмешательства с ответственностью профессиональных сообществ.

Культура — не услуги, и тактика унификации законодательного регулирования специфических проблем, возникающих именно в этой сфере, без учета специфики отрасли, не может работать эффективно. Такие проблемы возникают у учреждений культуры именно при осуществлении уставной деятельности во всех ее проявлениях.

В рамках дискуссии планируется обсудить вопросы необходимости внесения, как в общеотраслевое законодательство, так и в специальное, в том числе, в законодательство о закупках, с учетом мотивированной позиции ветвей власти, и с учетом международного опыта правового регулирования в сфере культуры.

Для кого?

Культура — это диалог времени с человеком и с обществом, поэтому предстоящая дискуссия должна быть интересна как представителям профессиональных сообществ в сфере юриспруденции и культуры, так и широкой юридической общественности , которая осознает важность принципов существования культуры в рамках правового поля.

Предыдущие выпуски дайджеста