До Форума
 

Дайджест 81

29 ноября 2017 Подписаться

Новости ПМЮФ 2018

Деловая программа ПМЮФ 2018 активно формируется.

У Вас есть возможность сделать Форум ещё интереснее и насыщеннее для себя. Пожалуйста, пройдите небольшой опрос в конце этого выпуска: проголосуйте за любимые темы дискуссионных сессий, при желании – оставьте свои предложения и комментарии. Нам очень важно учесть Ваше мнение при формировании программы ПМЮФ 2018.
Перейти к вопросам ►

Напоминаем Вам, что открыта ранняя регистрация на ПМЮФ 2018 на выгодных условиях.

LF Конференции

► В октябре Министерство юстиции РФ представило проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Документ, опубликованный на сайте Министерства, предусматривает введение монополии адвокатов на платные юридические услуги. В соответствии с Концепцией, рынок юридических услуг должен перейти на новую схему регулирования с 1 января 2023 года. Мы обратились к экспертам юридических фирм и профильных объединений, чтобы узнать их мнение о грядущей реформе. Узнать больше ►

Подробно обсудить реформу Вы сможете на конференции LF Академии Модернизация рынка квалифицированной юридической помощи: приоритетные направления реформы.

Конференция пройдет 7 декабря в Москве при поддержке Министерства юстиции РФ и Петербургского Международного Юридического Форума. В мероприятии примут участие Статс-секретарь – заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак и Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров.

► 24 ноября в Москве прошел Евразийский форум по картелям. Для мероприятия был выбран нестандартный формат: юристы и чиновники приняли участие в деловой игре, имитировавшей расследование картельного сговора и вынесение решения суда.

Узнать об итогах мероприятия и познакомиться с фотоотчетом Вы можете здесь ►

Предстоящие мероприятия

Реформа рынка юридических услуг: что думают юристы?

Константин Добрынин

Статс-секретарь – заместитель Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Концепции в этот раз хватает, пожалуй, всего и даже быстроты. Тот самый случай, когда Министерство юстиции отработало оперативно, и текст не требует существенной доработки и не вызывает агрессивных споров внутри профессионального сообщества.

Есть вопросы от коллег представляющих, скажем так, иностранный юридический бизнес в России, но они в большей степени связаны с непониманием ими очевидных преимуществ концепции в первую очередь именно для себя, а также того факта, что концепция не должна давать окончательные правовые формы, это скорее глобальный вектор того как должно быть. Мы с удовольствием поможем им разобраться и уверены, что совсем скоро их страхи будут устранены.

Самое главное то, что наконец процесс адвокатской монополии станет необратимым и несмотря на то, что процесс реализации концепции растянут на годы, итогом станет превращение статьи Конституции гарантирующей гражданам квалифицированную юридическую помощь из декларативной нормы в реальную, защищающую и гарантирующую права граждан, а это самое важное.

Второе, не менее важное то, что наконец юридическое сообщество начнёт консолидироваться, а не разбегаться по углам, появятся новые правовые формы, позволяющие более гибко функционировать адвокатским образованиям и юридическому бизнесу или консалтингу, который придёт в адвокатуру и обогатит её своими знаниями и опытом, придаст ей темп в конце концов, повысит конкуренцию.

Третье – профессиональные стандарты присущие адвокатуре и работающие в ней, распространятся на огромную часть юридического рынка, а это, в свою очередь, будет означать, что Россия все-таки станет территорией права, а не понятий.

Виктория Борткевича
Управляющий партнер Clifford Chance CIS Limited

Целью концепции, на мой взгляд, не являлось выяснить достоинства или недостатки международных или российских юридических фирм, не разрушить возможность ведения бизнеса в той или иной форме, а обеспечить равный доступ к юридическим услугам гражданам и юридическим лицам РФ. В силу характера оказываемых услуг (например, международное или российское синдицированное кредитование, международное или российское слияние или приобретение компаний) клиенты выбирают ту или иную форму оказания услуг и тех или иных поставщиков таких услуг. Неверно утверждать, что иностранные юридические фирмы навязывают российским клиентам иностранное право или суд во благо себе.  Все услуги оказываются в полном соответствии с российским законодательством и, что немаловажно, требованиями клиентов.

Ирина Оникиенко
Партнер юридической фирмы Capital Legal Services

Мой стаж адвокатской деятельности 23 года, из них почти 12 лет я в консалтинге, поэтому существующие проблемы и их природу я понимаю с двух сторон. В концепции отражены вопросы, которые долгое время были камнем преткновения между ФПА и бизнес юристами, приятно осознавать, что противоречия в целом устранены. Основные положения Концепции:

  • признание некоммерческого характера адвокатской деятельности;
  • возможность найма адвоката адвокатом или адвокатским образованием;
  • возможность для адвокатов объединяться в коммерческие структуры со специальной правоспособностью (только оказание юридических услуг);
  • особый/упрощенный порядок вступления в адвокатуру юристом с опытом работы по специальности;
  • особый порядок преобразования существующих коммерческих образований в адвокатские и адвокатских – в коммерческие адвокатские.

Не удивительно, что самая острая дискуссия развернулась вокруг положения Концепции об ограничении деятельности на территории РФ юридических компаний, которые являются частью глобальных корпораций. Нельзя не согласиться с коллегами из российских компаний, что у филиалов и представительств международных юридических компаний имеются явные конкурентные преимущества перед российскими фирмами.  Во-первых, действительно у них есть финансовая поддержка/возможность такой поддержки со стороны материнских компаний, что дает им возможность активно демпинговать на рынке. Мы с этим встречаемся в своей повседневной жизни и, к сожалению, зачастую проигрываем, поскольку не можем себе позволить работать ниже рентабельности. Во-вторых, они пользуются административной (если можно так назвать) поддержкой своих head-офисов, что позволяет им получать в качестве клиентов международные корпорации, действующие в России только потому, что имеются глобальные соглашения. Зачастую наши клиенты нам говорят, что были бы счастливы работать с нами по всем вопросам, но не могут из-за решений материнских компаний работать только с международными юридическими фирмами.

Вместе с тем, в пылу дискуссии забыли о клиентах. Принятие Концепции в нынешнем виде приведет к вытеснению глобальных юридических фирм с юридического рынка РФ в том виде, в котором они сейчас работают. Это может серьезным образом сказаться на инвестиционном климате в стране, который и так находится не в лучшей форме. Кроме того, в силу глобализации бизнеса идет процесс глобализации и оказания услуг, когда международная корпорация пользуется услугами одного поставщика юридических услуг по всему миру. В результате мы лишим бизнес выбора, что скажется на безопасности его бизнеса.

Я бы предложила с учетом изложенного продолжить обсуждение возможных вариантов взаимодействия с ильфами, с учетом интересов клиентов.

Александр Гребельский
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Гребельский и партнеры»

Реформа рынка юридических услуг является, на мой взгляд, наиболее важной для развития всего отечественного правопорядка, а не только для совершенствования системы профессиональной юридической помощи. В основе этого целый ряд факторов:

  • судьи должны будут ориентироваться на работу с профессионалами, отсюда – очевидное повышение стандартов деятельности самого судейского корпуса, особенно в судах общей юрисдикции;
  • повысится качество юридического образования: сомнительным специалистам будет затруднен доступ в профессию, и абитуриенты юридических вузов будут это понимать;
  • увеличение численного состава адвокатуры позволит улучшить качество саморегулирования в корпорации, повысит требования к ее руководству, особенно в регионах, где адвокатура сейчас малочисленна;
  • адвокатура станет более репрезентативна, как следствие, более активна и заметна, что не может не влиять на рост правосознания в обществе.

Жаль только, что идея реформы, несмотря на чрезвычайно компромиссный характер, предложенный в Концепции, вновь начала подвергаться критике. Видимо прав был Н.В. Гоголь: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь».

Александр Латыев
Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «Интеллект-С»

Министерство юстиции активно включилось в работу по разработке концепции регулирования юридической профессии около трех лет назад.

Отрадно, что довольно быстро произошел отказ от первичной идеи введения т.н. адвокатской монополии в самом жестком ее варианте — без устранения тех обстоятельств, которые до сих пор остаются препятствием для активного вступления частнопрактикующих юристов в ряды адвокатуры. В целях согласования интересов всех участников рынка, а через них — и с целью учета интересов их клиентов — Министерство юстиции на протяжении двух с лишним лет собирало предложения по совершенствованию законодательства об адвокатской деятельности и обеспечению относительно безболезненной реализации предложений по введению общеобязательного регулирования профессии.

Получившийся проект концепции не идеален, как любое дело рук человеческих, но, во всяком случае, он учитывает интересы большей части участников юридического рынка, их клиентов, самого государства и отдельных его органов. Те же вопросы, которые остались неурегулированными, как, например, вопрос о деятельности иностранных юридических фирм в России, должны быть выявлены на стадии обсуждения проекта и каким-то образом получить свое разрешение.

Юристы и чиновники против картелей

24 ноября в Москве прошел Евразийский форум по картелям. Для мероприятия был выбран нестандартный формат: юристы и чиновники приняли участие в деловой игре, имитировавшей расследование картельного сговора и вынесение решения суда.

Организаторы: информационно-просветительский проект LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке Федеральной антимонопольной службы России и Петербургского Международного Юридического Форума.

Партнеры: юридические фирмы АЛРУД, ART DE LEX, Baker McKenzie, Dentons, Антимонопольное бюро и адвокатское бюро Асташкевич и партнеры.

Андрей Тенишев

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России

«Я считаю, что картельный сговор – одно из наиболее опасных преступлений в экономике. И с помощью таких мероприятий, как Евразийский форум по картелям, мы хотим донести эту мысль до делового сообщества и правоохранительных органов. Предпринимателей надо строго наказывать за два преступления – уклонение от уплаты налогов и картельные сговоры.

Иногда компании договариваются между собой о том, что будут по очереди побеждать в государственных торгах по 44-ФЗ. В этом случае экономии бюджета не происходит, нет конкуренции. Это сговор на торгах. В чем его опасность не только для государства, но и для экономики? Например, госзаказ на оптовые поставки предусматривает аванс 30%, остаток перечисляется сразу после выполнения обязательств по договору. Компания-участница картельного сговора поставляет государству тысячу компьютеров по розничной цене и сразу получает деньги. Другая компания, добросовестная, продает тысячу компьютеров в течение года через торговые сети, тратится на рекламу, маркетинг, склады. Цена компьютера в обоих случаях примерно одинакова, но вторая компания поставлена в невыгодные условия и больше рискует.

В 2016 году ФАС России возбудила 416 дел по 11 статье Закона о защите конкуренции. За первое полугодие 2017 года возбуждено 231 дело по этой статье. Однако уголовных дел немного – по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции) в 2017 году возбуждено 7 дел. По преступлениям, связанным с нарушением антимонопольного законодательства возбуждено 5 уголовных дел. Мы рассчитываем, что в ближайшие годы уголовных дел будет больше».

Василий Рудомино

Председатель Совета НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», Старший партнер юридической фирмы АЛРУД

«Подход к расследованию картелей очень изменился за последние годы. Федеральная антимонопольная служба сфокусирована на борьбе с картелями как с одним из самых опасных экономических преступлений. В последние годы ФАС обратила внимание на международные картели: от них российская экономика и потребители страдают не меньше, чем от российских картелей.

Сейчас важно накапливать практический опыт и делиться им. Евразийский форум по картелям поможет осознать те проблемы, которые есть сегодня в сфере борьбы с картелями. На мероприятии мы проанализировали развитие практики борьбы с картелями, обсудили ближайшие законодательные инициативы по этой теме.

В конечном итоге, это поможет повысить конкуренцию и сократить картельные сговоры в экономике России.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Те компании, которые по неосторожности оказались замешаны в картельном сговоре, должны нанять грамотных консультантов. Консультанты помогут правильно воспользоваться программой освобождения от ответственности, эффективно работающей при условии сотрудничества компании-нарушителя с регулятором. С помощью программы размер санкций может быть сниже как для компании, так и для замешанных в картеле сотрудников. В советское время картель был основной формой работы, но сейчас, спустя 26 лет, ссылаться на советский опыт несерьезно. Компании должны понимать, что ответственность за картель строга и неотвратима».

Мухамед Хамуков

Заместитель начальника Управления по борьбы с картелями ФАС России

«Признаки картельного сговора в госзаказе: первоначальная максимальная цена почти не снижается, между компаниями-поставщиками заметна очередность победы на торгах. Бывает и так, что на торгах постоянно побеждает одна и та же компания, а другие подрядчики участвуют, но ценовых предложений не подают.

На товарном рынке мы выделяем пять серьезных последствий сговора: ценовой сговор, раздел по территории, по клиентам, бойкот и сокращение производства. Отсюда вытекают признаки картеля. Если мы в течение долгого времени видим одинаковые цены у конкурентов, мы обратим на это внимание. Мы проверим ситуацию, если один продавец закрепился за компаниями-покупателями, а другим не продает, и сам покупатель к другим поставщикам не обращается.

У ФАС выработан алгоритм действий при подозрении на картель. Во-первых, анализ поступившей информации. Он не всегда подтверждает наличие сговора, иногда подозрение бывает ошибочным. Во-вторых, в компанию, подозреваемую в картеле, мы направляем запросы на получение информации. Кроме того, мы проводим так называемые «рейды на рассвете». Это внезапная проверка, когда мы приходим в офис компании без предупреждения и осматриваем территорию, проверяем электронные носители, компьютеры и записи, лежащие на столе у менеджеров по продажам. По результатам проверки мы делаем вывод об обоснованности нашего подозрения. Если есть веские основания подозревать картель, мы возбуждаем антимонопольное дело. После этого Комиссия ФАС решает, есть ли состав нарушения в действиях компании».

Антон Суббот

Партнер, Baker McKenzie

«В ближайшие годы я ожидаю усиления сотрудничества ФАС и правоохранительных органов в расследовании картелей. У ФАС отлажен механизм выявления и расследования картельных сговоров, теперь дело за привлечением к уголовной ответственности конкретных людей, организаторов сговора. Это новая практика в уголовном праве. В ближайшие годы правоохранительные органы наберут опыт в этой области, и мы увидим больше уголовных дел. Это не только российская тенденция, это мировая практика.

Я не думаю, что сближение ФАС и МВД несет риски для чистоплотных компаний. Вступить в картельный сговор случайно, без умысла невозможно. Когда руководители компаний-конкурентов договариваются поделить рынок, вряд ли они делают это несознательно. Я уверен, что если компания невиновна, у нее есть аргументы, чтобы доказать это на стадии административного и уголовного производства, а затем и в суде».

Анастасия Шкарина

Директор юридической службы (Россия, Украина, Беларусь) ООО «Юнилевер Русь»

«Для контроля соблюдения антимонопольного законодательства мы разрабатываем годовой план мероприятий для сотрудников: тренинги, презентации, частные встречи. Мы проводим внутренний аудит компании. Самое важное, что должен делать юридический департамент для профилактики нарушений антимонопольного законодательства: как можно чаще рассказывать сотрудникам о последствии этих нарушений. Мы рассказываем о требованиях антимонопольного законодательства, приводим реальные кейсы из практики разных компаний.

Ежегодный аудит представляет собой ряд запланированных мероприятий – встреч, тренингов, разъяснений – которые проходят в течение года. Мы оцениваем результаты проведенных мероприятий и потенциальные рисковые зоны, планируем дальнейшие действия. Это значит, что в течение года мы будем проводить точечные мероприятия в каждой из рисковых зон. Мы учим сотрудников, как правильно вести себя с представителями антимонопольных органов: позвать юриста и линейного менеджера, спокойно сотрудничать с чиновниками и отвечать на вопросы. Наши юристы и внешние консультанты часто без предупреждения приходят в офисы и проверяют реакцию сотрудников на неожиданные ситуации. Это эффективная и интересная практика».

 
 

Предыдущие выпуски дайджеста